Что же может и должен сделать учитель России? Что ему подвластно?
Что он в состоянии транслировать?
Мне представляется, что его миссия состоит в том, чтобы преодолеть
тот «дефицит доверия», который пронизывает все сферы общества по линиям:
«власть - народ», «бизнес - потребители», и наша среда в этом перечне не
исключение...
ДОВЕРИЕ... Корень этого слова - «ВЕРА», в нем заключен и его
смысл, а главное - действие! Возникает вопрос: вера в кого? Кто-то скажет - в
себя, кто-то - в любовь или Бога... А может быть, все-таки в Учителя?!
Вы скажите: «Красиво!.. Но как обрести это ДОВЕРИЕ?»
Я хочу предложить простые и, главное, достижимые пути приобретения
ДОВЕРИЯ:
1) перестать воспринимать школу на уровне урочных часов или как
смысл Всей жизни и подойти к пониманию, что она - интересная составляющая нашей
жизни;
2) не поучать школьников жизни, а вместе искать ответы на ее
вопросы;
3) уметь слушать и слышать учащихся (не случайно Сократ брал
двойную плату с учеников, желающих овладеть ораторским искусством, мотивируя
это тем, что их придется учить не только говорить, но и тому, как нужно молчать
и слушать);
4) не считать свой предмет самым важным, а принять тот факт, что
он лишь один из инструментов познания окружающего мира;
5) с введением ЕГЭ не превратиться в урокодателя и помнить
предупреждение Коменского: «пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей,
государств и всего мира!»;
6) быть искренним и не бояться признавать свои ошибки;
7) не ловить учеников на незнании чего-либо, а помочь им обрести
веру в свои силы;
8) а может быть, просто в погожий осенний или зимний день,
посмотрев за окно, наблюдая за танцем падающих листьев или снежинок, выбежать
на улицу, вальсируя вместе с ними... Антипедагогично?! Романтично?!
Несбыточно?! И все же порой так хочется совершать подобные душевные порывы...
«Я поставил своей целью ПРАВДУ, сделал своим помощником -
ДОБРОДЕТЕЛЬ, нашел себе опору в Человечности, обрел вдохновение в ИСКУССТВЕ» -
эти слова Конфуция, на мой взгляд, в полной мере можно отнести к миссии учителя.
ПРАВДА, ДОБРОДЕТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ и понимание педагогики как ИСКУССТВА - самого
высокого и необходимого из всех искусств!
Комментариев нет:
Отправить комментарий